Причина написания сего небольшого опуса - недоумение, переходящее в негодование, от книг, посвящённых этому вопросу. В большинстве случаев в книгах, например, Цыганова, или публикациях в журналах, речь о вождении в управляемом заносе, предельно быстром прохождении поворотов и прочих фокусах, не совместимых с ПДД и неисполнимых в реальных городских условиях, например, при движении в потоке.

Это не систематизированный учебник, а просто набор личных наблюдений за тем, как учился сам и учил некоторое количество знакомых. Тем не менее я старался их как-то сверить с жизнью - по крайней мере демонстрация в автоконфах особого отторжения не вызвала.

Эти советы - действительно начинающему. То есть, когда написано "быстро пройти поворот", - то это не проход на пределе машины, а так, чтобы новичку казалось быстро.

Вообще начинать регулярно ездить лучше так: сначала наметить маршрут, по которому будешь ездить часто. Потом проехать его, допустим, вечером или рано-рано утром, когда нет машин. И так - несколько раз. Когда поймёшь, что этот маршрут проходишь "на рефлексе" - начинаешь ездить днём, с машинами. После того, как освоишься и с этим - можешь ехать куда угодно.

Не держись слишком вправо, не жмись. Ехать надо уверенно по середине полосы - справа часто бывают ямы, бугры и железки. Кроме того, лучше иметь пространство справа, чтобы было куда уходить, если что. В незнакомом городе при относительно интенсивном движении лучше ехать по второй полосе, а не по правой крайней. Правая часто занята стояищими машинами, она может быть "только для автобусов" или "только направо" - последнее встречается чаще, чем "только налево". В этой же правой полосе шатаются, как пьяные, таксисты и газельщики. Так что вторая удобнее. И видно из неё лучше, куда дальше ехать.

Обязательно:
Выбери пустую широкую дорогу, разгонись до, хотя бы, 60 и затормози РЕЗКО. Уверен, с первого раза до шуршащего звука, когда колёса идут юзом - не сумеешь. Пробуй ещё. Не бойся сломать машину :-) Если машина без АБС: Когда услышишь звук юза - (шуршание или свист - зависит от асфальта) чуть отпусти тормоз и нажми опять. В первый раз, кстати, это не получится, тем более не получится само собой, когда надо будет впервые тормозить "в жизни". Тормозить надо учиться - это та пара метров, которая спасает жизнь. И вообще ты _должен_ знать, как ведёт себя твоё авто в торможении. Выехав на дорогу с изменившейся погодой (дождь прошёл, заморозки, поменял покрышки) - тормозни, почувствуй, что изменилось.
В порядке развлечения и лучшего понимания - попробуй, опять же на пустой дороге, затормозить левой ногой. Сюрприз почти гарантирован. :-) Зачем это сделать? А хотя бы затем, что в зимней широкой обуви можно левой ного задеть тормоз, выжимая сцепление, совсем не нарочно.

Если машина с передним приводом: выбери достаточно крутой, но широкий, поворот и пройди его на максимальной скорости, как сумеешь. Не боймся улететь юзом - ты до этого машину довести с первого раза не сумеешь :-) Скорей всего - поворот ты закончишь на разделительной полосе.
Теперь снова, но попробуй в середине поворота, когда круче всего, добавить газа. Почувствуй, что на переднем приводе в сложных ситуациях надо не бросать газ ни в коем случае, а наоборот, поддавать сильнее. В повороте не бойся кренов. Новичок пугается гораздо раньше, чем надо, и выкатывается из поворота, часто на встречку, в самых невинных ситуациях. Вот тут-то и полезно учиться управлять машиной в повороте. В повороте ведь машина управляется скорее газом, чем рулём. ( Кстати, лёгкий самолёт в посадочной конфигурации тоже начинает управляться "наоборот", по скорости - рулями, а по высоте - тягой :-)
Вообще очень характерный признак плохого водителя - выкатывание в скоростном повороте из полосы на разделительную. Если навстречу другой такой же - ну, ты понял...

Всегда помни: в ПДД нет понятия "объезд препятствия", зато есть "торможение вплоть до полной остановки". Так что имей в виду - если ты на дороге что-то случилось, не пытайся объехать (подсознательно экономя тормозные колодки:), а тормози именно вплоть до остановки. Если будешь объезжать, и что-то случится - виноват по ПДД будешь ты. Да и множество случаев, когда объезжая на дороге собаку мало того, что всё равно не спасёшь, да ещё и своих пассажиров подставишь.

Если приходится остановиться или даже оттормозиться (снизить скорость с крейсерской до маневренной) на трассе или вообще там, где ездят быстро - обязательно и сразу включай аварийку.
Иначе - запросто могут въехать в зад, или, объезжая в последний момент, пронестись в опасной близости.

Другой случай, когда надо включать аварийку - если тебе начали сигналить сзади и торопить. Например, на светофоре. Никакой другой реакции не должно быть. То есть - не торопись. Если ты спокойно с той скоростью, с какой можешь, покинешь перекрёсток - это будет лучше всего.

Если при трогании нажал газ слишком сильно - не бросай газ, а работай педалью сцепления. Только когда уже поедешь - убавь газ. Бросишь газ сразу - с высокой вероятностью заглохнешь. Вообще про трогание отдельный текст есть.

Важно:
Брось пижонствовать и всегда пристёгивайся. Достаточно резкого торможения на каких-то 40км/час, чтобы пассажир выбил себе зубы об панель -тому множество примеров. Человеческая реакция не бывает быстрее 0.3сек, то есть на 40км/час тело успевает пролететь 3метра до того, как хоть что-то заметишь. Нельзя питать надежду на то, что успеешь упереться руками. Сам как хочешь - а пассажиров пристёгивай. Когда попробуешь первый раз тормозить левой ногой - поймёшь, как действительно может швырнуть при неожиданном торможении.

Если есть ГУР: при повороте руля до упора ГУР испытывает повышенную нагрузку(некоторые машины даже глохнут, так как не могут поддержать такую нагрузку на ХХ), так что для разворота и маневрирования на стоянке это подходит, но на ходу так делать не стоит, и не стоит надолго оставлять руль в таком положении.

На обгоне не ленись переключить передачу пониже. Бывает психологически тяжело ехать с повышенными оборотами - шумно, и чувствуешь, как бензин в трубу летит. Но между тем, перед обгоном со скорости 80км/час надо втыкать именно третью передачу, и обгонять быстро и безопасно. При этом за время разгона набирается от 20 до 40 км/час в зависимости от длины обгоняемого.
Такой обгон наиболее безопасен, так как ты располагаешь тягой, чтобы выскочить, ты наименьшее время находишься на другой полосе, и, если придётся тормозить, двигатель на высоких оборотах очень заметно помогает торможению.
Кроме того, если хочешь, чтобы твой движок жил долго и счастливо - надо хотя бы раз в день раскручивать его до 5000об/мин. При этом давление масла высокое, и оно продавливается даже в самые узкие места и, возможно, закоксовавшиеся каналы.

Важно: если впереди идущий авто подтормаживает и принимает вправо - НЕ обгоняй! Сначала пойми, почему он это делает. Почти наверняка либо впереди препятствие, либо он (жигули-классика этим болеет) собирается повернуть круто влево(!).

Не беспокойся, если масло быстро потемнело. Хорошее масло должно быстро темнеть, так как должно обладать моющими свойствами. Если ты _не_ меняешь тип масла - забудь о промывках всех видов - они не нужны, более того, вредны. Да даже если меняешь - промывки не нужны. Есть сомнения - после первой заливки нового масла отъезди не 10, а, допустим, 5 тыс.км до замены. При нынешних ценах на бензин замена масла обходится относительно недорого - в 1-2 заправки.

На нейтралку для экономии топлива переходить категорически нельзя!
Причины:

  1. ЭПХХ и так сэкономит топлива, причём лучше, чем при езде накатом и движке на ХХ
  2. Если двигатель только и ждал, чтобы заглохнуть (это, увы, бывает. Тривиальные неполадки в системе ХХ) - ты окажешься без усилителя тормозов и ГУРа, если он есть. (И без электричества, если проблемы были электрического плана. Но это уже слишком:)
  3. При возникновении опасной ситуации ты - без движка. Попытка включить передачу будет медленной, так как надо будет заново соображать, на какой точно скорости едем, и какую передачу воткнуть. Автоматизм, когда переключаешь, не задумываясь - сбивается.


Поучись трогаться со второй передачи, потом разик даже с третьей - поможет зимой. На скользком слишком большой крутящий момент на колёсах может привести к проскальзыванию колёс, и тогда можно засесть надолго. Трогание же с повышенной передачи заставляет аккуратнее работать со сцеплением.

При движении задним ходом учись ездить по зеркалам. Если не позволяют - менять зеркала или использовать внешнего помощника. Удивишься, но въезжать задом в какую-нибудь узость гораздо точнее получается именно по зеркалам.

Но вообще при езде надо считать, что мёртвая зона есть всегда. Какие бы зеркала ни стояли, как бы ты ни был хорош - обязательно иногда будет ситуация "ничего не было, и вдруг ОНО несётся".

Всегда пользуйся поворотниками - если ты ими не пользуешься, то, скорей всего потому, что неправильно держишь на руле руки. Если ты на Волге - этот совет не для тебя, всё равно никто не поверит, что ты включал.

Поучись водить одной левой рукой. Когда едешь по прямой - левую руку поставь на 12 часов и убери правую с руля. Поезди так до обретения уверенности. А то поначалу машину швыряет при любом отвлечении правой руки, при переключении передач, например.
Но вообще - держи руль как положено, двумя руками, это не для проформы придумано. Если замечаешь, что держишь руль одной рукой - значит, тебе просто неудобно правильно сидеть Ищи другую позу за рулём, другое положение сиденья, руля, наклон...

Нельзя держаться за руль - надо держать его. Частая ошибка - в повороте, как только начинает ощущаться центробежная сила, водитель крепче хватается за руль. При этом способность управлять автомобилем резко падает, и возникает ситуация, про которую потом пишут "не справился с управлением". И надо бы повернуть руль - а не можешь, потому что ты ж за него держишься.
Попробуй крепче упереться левой ногой, и лёгкими движениями покачай руль в повороте. Так, чтобы почувствовать, что теперь ты легко управляешь, как будто едешь по прямой.

Никогда не считай, что теперь-то уж ты умеешь всё. На дороге всегда может (и регулярно, увы, будет) случаться что-то совершенно неожиданно для тебя и/или для окружающих.